Причины, лечение и профилактика диареи после антибиотиков

загрузка...
Картинка-анонс к статье Причины, лечение и профилактика диареи после антибиотиков

Диарея – частый побочный эффект, сопровождающий прием антибиотиков. Особенно подвержены риску ее возникновения пациенты со слабым иммунитетом, маленькие дети и пожилые люди. В качестве профилактики и лечения диареи предлагается принимать пре- и пробиотики, а также соблюдать специальную диету.

Отчего развивается диарея?

Причина – в том, как антибиотики влияют на состав микрофлоры кишечника. Уничтожая болезнетворные микроорганизмы, средства антибиотического действия одновременно убивают симбиотные бактерии. Их задача – препятствовать развитию патогенных микробов в кишечнике. Когда симбиотные бактерии гибнут от антибиотиков, болезнетворная флора начинает активно увеличиваться в объеме. Результат – нарушение процесса пищеварения.

Особенно активны бактерии Clostridium difficile (клостридии), которые не чувствительны к антибиотикам.

Спазмы мышц

девушка сидит на унитазе с закрытой крышкойИногда никаких конкретных виновников поноса не выявляется – такую диарею называют идиопатической. В анализах кала обычно обнаруживается сразу несколько бактерий – стафилококки, клостридии, грибки дрожжевые, энтерококк. Их присутствие провоцирует излишнее поступление воды в кишечник, и солей, что вызывает частый стул. Такое состояние называют дисбактериозом.

Некоторые антибиотики, например, эритромицин, заставляют мышцы кишечника и желудка спазмироваться, что усиливает перистальтику.

Группы риска

Однако диарея после приема средств антибиотического действия развивается не у всех. Ее появлению способствует несколько моментов:

  • чаще проблема возникает у детей до пяти лет и у людей старше шестидесяти пяти;
  • различные соматические патологии способствуют развитию диареи, а также хронические заболевания ЖКТ;
  • чем выше дозы лекарственных препаратов, тем выше риск нарушений;
  • неправильный режим приема лекарств и их частая смена.

Симптомы обычно развиваются на первый-второй день после того, как выпита последняя таблетка антибиотика. Частота стула за сутки может доходить до двадцати раз в сутки. При этом могут возникать боли в животе, молочница, трещинки в углах губ.

Какие антибиотики чаще вызывают диарею?

Самые частые «провокаторы» развития антибиотикоассоциированной диареи – амоксициллин и клавулант. На них приходится от десяти до двадцати пяти случаев возникновения поноса.

Цефиксим вызывает нарушения в работе ЖКТ в пятнадцати-двадцати процентах. От двух до пяти процентов приходится на цефалоспорины (кроме цефиксима). Еще один-два процента случаев фиксируется при назначении средств фторхинолоновой группы.

В странах, которые относят к развитым государствам, основным виновником появлении диареи этого типа являются пенициллин и цефалоспорин.

Можно ли предотвратить диарею, и чем ее лечить?

Доктор консультирует девушкуПредотвратить развитие диареи и уменьшит ее проявления помогают препараты, обладающие способностью восстанавливать нарушенный баланс микрофлоры в кишечнике. Наиболее эффективными считаются лактобактерии и бифидобактерии. Молочнокислые бактерии, которые содержатся в большинстве пре- и пробиотиков, устойчивы к действию антибиотиков. Это позволяет им жить и размножаться даже во время терапии антибиотиками.

При обнаружении в анализах клостридий врач может назначить специальные препараты против этой бактерии.

Чтобы снизить вероятность развития диареи, во время лечения антибиотиками рекомендуется придерживаться диеты. Исключается все острое и жирное, сладкое максимально ограничивается (торты и пирожные с кремом убираются вообще). Пить газировку, алкоголь и есть чипсы тоже не стоит. Рацион формируют из каш, супов на слабом бульоне, омлетов и котлет на пару, киселя.

загрузка...
загрузка...
загрузка...
загрузка...
загрузка...
загрузка...
загрузка...

загрузка...